|
Ученые из Франции сделали открытие при помощи шампанского28.10.2013 05:59
Причем тут шампанское? Все просто: в серии проведенных французами экспериментов фигурировало именно оно. Небольшой текст о том, что вот завтра-то участник эксперимента получит бутылку лучшего шампанского, какое только можно найти противопоставлялся бутылке вполне приличного пива, стоявшего перед испытуемым – и сразу МРТ начинала фиксировать активность вокруг и в гиппокампальной извилине – чего не происходило в ходе экспериментов, проводимых в более жестких условиях, когда речь шла не о выборе между пивом сейчас и шампанским – потом, а о более глобальных выборах сиюминутных выгод и выгод через полгода-год. Серия экспериментов позволила сделать вывод: гиппокамп – это рабочая лошадка ежедневно работающего механизма выбора, тогда как за действительно важный выбор между синицей сегодня и журавлем – скоро отвечают уже более молодые зоны коры головного мозга, более приспособленные к выполнению операций планирования (отсроченного – в том числе) нежели к ежедневной рутине. Интересно, что в качестве факторов выбора ученые приняли именно алкогольные напитки – человеческий мозг однозначно связывает алкоголь и удовольствие: такова его природа. Поэтому-то куда проще создать мотивацию и – соответственно – задать направление работе коры головного мозга и тому же гиппокампу, чем продемонстрировав объекту эксперимента некую сумму денег или еду. Хотя и первое, и второе, конечно же, использовалось. Эксперимент вполне можно считать удавшимся: шампанское стало столь мощным стимулом для гиппокампа тех, кто его действительно регулярно употребляет, что, в сравнении с пивом, позволило однозначно доказать роль гиппокампальной извилины в создании эмоциональной окраски в представлении о будущих выгодах и удовольствиях. До этого, отметим, превалирующей считалась роль префронтальной коры, а некоторые нарушения логики выбора являлись, в представлении врачей и психологов, симптомом именно её повреждения. |