|
Росалкогольрегулирование вновь взялось за шампанское27.08.2013 00:14 Эпохальная война Росалкогольрегулирования за принятие для шампанского и игристых вин минимальной розничной цены началась давно – года два назад. Но – первые попытки бессменного главы госрегулятора создать прецедент по установлению МРЦ на напитки с содержанием алкоголя менее 25% окончились ничем. В защиту прав граждан на доступные по цене игристые вина встало Минэкономразвития – министерство отбило все атаки регулятора, в лице руководителя Росалкоголя Игоря Чуяна, на шампанское, оставив все как есть – по-прежнему каждый мог купить свадебное шампанское по той цене, которая ему по карману, а не по той, что установлена государством. Правда, оказалось, что праздновать победу ещё рано: попытки буквально продавить идею установления МРЦ на игристые вина, затихнув в конце осени прошлого года, в августе нынешнего нашли продолжение. Теперь не только Росалкогольрегулирование, но и крупнейшие производители заявили о том, что МРЦ на игристые вина – это не просто суровая необходимость, а вполне обоснованное решение. Почему? За МРЦ на игристые винаГлавный аргумент и производителей, и Игоря Чуяна прост и очевиден: МРЦ защитит потребителя от контрафакта. В самом деле, не может стоить, например, сыр, меньше, чем стоимость молока для его изготовления плюс производство плюс логистика плюс наценки от каждого из участников производственно-торговой цепочки. Так и с алкоголем – и игристыми винами – стоимость даже самого простого игристого не может быть ниже определенной ценовой планки, определяемой стоимостью производства, логистики, исходных продуктов. Если же цена меньше, то не пахнет ли дело контрабандой и выпуском алкогольной продукции без лицензии и акцизов? Вполне возможно – скажет любой покупатель. Обязательно – скажет сторонник необходимости установления МРЦ на шампанское. Против МРЦ на игристые винаЛагерь противников проекта установления минимальной розничной цены на игристые вина помимо Минэкономразвития составляют рядовые покупатели. Для них шампанское – это праздничный напиток. И если вне отпускного времени, дней праздников и юбилеев, стоимость шампанского их волнует мало, то уж в эти-то моменты стоимость куда как важна. И пусть за подарочное шампанское почти каждый готов переплатить, то за шампанское – главный напиток вечера – платить большинство не готовы. Более того, с мнением Игоря Чуяна и виноделов, специализирующихся на изготовлении игристых вин, не согласны и те, кто привык к весьма ощутимым снижениям цен на шампанское именно в праздники. Согласитесь, приятно, когда неплохое шампанское можно купить по цене дорогого пива – и аккурат к празднику. Что дальше?Как оказалось, Минэкономразвития в спорах с главой Росалкогольрегулирования использовало один-единственный юридический козырь. Даже не козырь, а казус – государство, согласно закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", не имеет права регулировать минимальную (и никакую вообще) цену на алкогольные напитки, крепость которых ниже 25%. И если стоит свадебное шампанское меньше двухсот рублей – то пусть так и будет: государство не должно вмешиваться в ситуацию на рынке. От этого страдают, в первую очередь, виноделы: элементарно недополучая прибыли. И страдает Росалкогольрегулирование – уже разместившее на своем сайте проект нового закона и проведшее рабочую встречу по вопросу МРЦ на игристые вина с представителями правительства РФ. Чем закончится война – пока непонятно. Но интересно, что за шампанское вступились… Пивовары. Для них – как изготовителей слабоалкогольной продукции – инициатива Росалкоголя кажется пугающей. Ведь если закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" будет изменен, и в перечень «регулируемых» продуктов попадет шампанское (пополнив ряды из водки, коньяка и коньячных спиртов) то недалек тот день, когда МРЦ появится и у пива. А это отпугнет от полок с пролетарским напитком сотни тысяч покупателей. |